Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
üИнвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
üИнвалиды с нарушением зрения и слух
üЛюди с детскими колясками
üДети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
В ДОУ созданы условия для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию и реализации образовательных программ дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Специальные условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении разработано перспективное меню для детей 2-х возрастов : с 1,5 до 3 х лет и с 3-х до 7 лет.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Детей с особыми потребностями в питании в ДОУ - нет.
Специальные условия охраны здоровья
Охрана здоровья в ДОУ организована в соответствии со Статьей 41. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В детском саду разработаны и применяются следующие меры по охране и укреплению здоровья воспитанников:
- строгое соблюдение режима дня;
- соблюдение режима прогулок;
- подвижные игры на воздухе;
- строгое соблюдение карантинных мероприятий;
- закаливающие мероприятия;
- различные виды гимнастик (утренняя; после дневного сна)
- соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий;
- соблюдение требований к учебной нагрузке;
- выполнение режима и норм питания;
- включение в меню свежих фруктов и соков;
- просветительская работа с родителями;
- создание условий для двигательной активности.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Образовательное учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ "Теремок" имеется доступ к сети Интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет. Доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационным сетям, предусмотрен только для сотрудников детского сада, которые используют его при проведении НОД. Воспитанники самостоятельно не используют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Официальный сайт адаптирован для людей с нарушением зрения. Сайт МБДОУ обновляется по мере поступления информации.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Ссылки на электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ педагогов ДОУ.
Министерство образования и науки Российской Федерации. Республики Адыгея http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki/ |
Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/ |
Российский общеобразовательный портал. https://edu.ru/ |
Доступ воспитанникам, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья из числа воспитанников
- не предусмотрен.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья: Коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие маты, магнитная доска, проектор,интерактивная доска. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
не предусмотрено
Информация о заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования
Заключение и планирование к заключению договоров с иностраннымиорганизациями по вопросам образования
– не планируются.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому детский сад уделяет огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Предметная среда обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, и способствует развитию самостоятельности и самодеятельности детей.
Педагоги в группе и кабинетах моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
закономерности психического развития,
показатели здоровья дошкольников,
психолого-физиологические особенности,
уровень общего развития,
коммуникативные особенности и речевое развитие,
эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг на объекте МБДОУ № 7 «Теремок» с.Садовое
Автостоянка (места) для инвалидов- имеется.
Пандус – имеется.
Адаптированные лифты – отсутствуют.
Раздвижные двери – отсутствуют.
Кнопка вызова персонала – отсутствует.
Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
В МБДОУ № 7 «Теремок» с.Садовое проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
Обеспечение доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья для детей не организованы в связи с отсутствием актуальности
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает
(в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):дошкольное воспитание.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет образовательные услуги, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ.